23:57 В преддверии престольного праздника.... | |
Святой праведный Иосиф Обручник: плотник, подавший нам образ смирения Все мы, живущие на земле, находимся в большой опасности. Почему? Потому что, по словам апостола Петра, в окружающем нас мире диавол «ходит, яко рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Ни один из нас не может спасти свою душу, не победив в борьбе с падшими ангелами. Злобные демоны, сами низвергнутые во ад, поставили перед собой цель и человечество погубить в его безднах. Они соблазняют человека, опутывают его страстями и доводят до грехопадений. Для этого нечистые духи используют все доступные им средства. Не имея возможности насильно заставить людей совершать беззакония, демоны действуют хитростью. Что же мы можем противопоставить коварству диавола? Святые отцы дают нам ответ: все козни лукавого разрушаются смирением. В наше время секуляризации духовных ценностей, слово «смирение» давно утратило свой смысл, давно потеряло то своё значение, которое вкладывали в него святые отцы Церкви. Попробуем разъяснить читателям православное понимание смирения на примере святого праведного Иосифа Обручника, своею жизнью подавшего нам яркий пример этой добродетели. Имя святого праведного Иосифа - одно из первых, встречаемых нами на страницах Священного Писания Нового Завета. В личности и духовном опыте этого старательного плотника современные христиане могут найти ответы на многие вопросы, встающие перед церковным обществом нашего времени, - такие как внутрисемейные отношения, понятия брака, верности и ответственности супругов, смирения, праведности, веры, долготерпения и др. В Акафисте св. Иосифу Обручнику его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: "Тебе, праведный Иосифе, смиренного тектона, избра Бог быти хранителя и свидетеля девства Пресвятыя Марии» и далее - «Радуйся, смиренный духом». Что может быть больше такого свидетельства? Он был столь смиренен, что этим превзошел прочих праведных праотцев и патриархов. Ибо кто еще был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому ещё могла быть дана таковая честь — сделаться нареченным отцом Христовым? Только тому, кто «крепкия ради веры, чистоты, смирения и преспеяния во всех добродетелех на сие избран был еси». Поистине, в св. Иосифе Обручнике Господь обрел мужа по сердцу Своему, которому Он открыл "безвестные и тайные премудрости" (Пс. 50:8), соделав его служителем таинства нашего спасения. Какова же одна из основных черт смирения и как она проявилась в жизни св. Иосифа? Суть смирения – умение увидеть настоящую действительность такой, какая она есть в Боге. По словам св. Исаака Сирина, видеть себя и других такими, какими их видит Господь, является более великой силой, чем та, которая воскрешает мертвых. Смиренные отбрасывают всякое тщеславие и самолюбие, чтобы послужить любому Божьему созданию, и не считают никакое доброе дело ниже себя. Смиренный человек осознает, что без благодати Божией он не более чем прах, он – греховен и мёртв. Если любознательный читатель захочет почерпнуть из Евангелия детальную информацию о жизни и личности св. Иосифа, то будет удивлён - в целом Иосифу Обручнику уделено сравнительно мало внимания. Он как будто всегда находится в тени тех великих и удивительных событий, участником или свидетелем которых являлся – обручения Божией Матери, Благовещения, Рождества Христова, Сретения и других. А всё почему? Потому что по смирению своему с радостью служил Богоматери и младенцу Христу, был скромен, не помышляя о себе ничего, но до конца дней своих всецело предав жизнь на попечение о Тех, Кого Бог послал ему: «Ты же, праведный Иосифе, всего себе принесл еси в дар Господу, и жизнь, и попечения, и труды отдавая на служение Ему» - читаем мы в Акафисте святому. Смирение – одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Священном Писании эта добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5: 5, 6). Так и св. прав. Иосиф Обручник – имея поистине великое дерзновение ко Господу и Пречистой Богородице, был «яко раб верный, храня вверенное сокровище», никогда не гордясь оказанной ему честью, не высокоумствуя и не помышляя о своём достоинстве принять таковую милость Божию. Святые отцы говорят, что мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот: чем смиреннее - тем выше. Ни правила, ни посты, ни чтение Слова Божия без смирения не приближают человека к Богу. Без смирения все, даже величайшие, подвиги не только не полезны, но могут и вовсе погубить человека. А в наше время можно видеть, что чуть-чуть человек побольше помолился, почитал Евангелие или Псалтирь, попостился – и уже мнит себя выше других, осуждает ближних, начинает учить, когда не просят - и этим показывает свою духовную пустоту и удаление от Господа на страну далече. «Яко всяк возносяйся, смирится: и смиряйся вознесется» (Лк. 14:11) – сказано в Евангелии. Поэтому благоразумному христианину стоит бояться высокого мнения о себе, в противовес духу нынешнего мира, где высокое мнение о себе (или как сейчас принято говорить – высокая самооценка) является одним из необходимых «богатств» успешного человека. Будем же помнить, что спасение - есть дар Божий смиренным и сокрушенным сердцем. Вот и надо просить у Господа смирения. Однако, со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения. Святые подвижники искренне благодарили тех, кто обижал и оскорблял их, так как терпением обид они учились смирению. И св. прав. Иосиф Обручник, «в радости смиренный, в скорби же терпеливый» претерпел немало в своей жизни обид, имел немало поводов для, казалось бы, справедливого негодования: вспомним, например, эпизод, когда открылось, что его обручница Дева Мария беременна, скитания по Вифлеему, бегство в Египет и т.д. Однако он покрыл всё это смирением, терпением и любовью. Замечательный пример для нас, ведь только через смирение человек делается в един Дух с Господом, смирившим Себя до оплеваний, заушений и крестной смерти. Само собой понятно, что мы – христиане - обязаны всеми силами стараться исполнять все заповеди, но, повторим, что без смирения они или бесполезны, или вредны для душевного здоровья человека. Итак, смирение – великое и мощное оружие против козней вражиих, но где же его взять? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19), в самоукорении и неустанном взывании к Богу, якоже убогая вдовица к судии неправедному непрестанно взывала и получила отмщение (Лк. 18:3-8). А от кого научиться можно смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29).
P.S. Братья и сестры, 10 января 2016 г. Святая Церковь празднует день памяти св. прав. Иосифа Обручника, а в нашей обители это - престольный праздник. Сердечно приглашаем всех вас на праздничное богослужение! | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |